Рабочий процесс:
как написать техническое задание

18 октября 2016

Здравствуйте! Нашей компании необходимо сделать … Сколько это стоит?

Вы решили обратиться к дизайнеру, чтобы он сделал вам логотип, буклет, презентацию или что-то ещё. Вы нашли исполнителя и хотите узнать стоимость работы. Получив письмо с таким вопросом, я не представляю, что именно нужно сделать и как, а самое главное — сколько это будет стоить. Для начала нужно определить задачу и составить техническое задание на дизайн.

Обычно клиент пугается просьбы предоставить техническое задание, так как его просто нет, и клиент не знает как правильно это сделать. Казалось бы, что непонятного в задаче сделать логотип или презентацию? Дизайнер посмотрит в своей волшебной папке с клипартами, где есть шаблоны на любой вкус, поиграется со шрифтами и обязательно найдёт что-то подходящее. Можно сделать логотип как у BMW или вдохновиться дизайном у Apple.

На самом деле дизайн-разработка чего-либо — это индивидуальная работа по заказу. И чтобы результат работы решал поставленную задачу, её и нужно сформулировать в техническом задании. Как это сделать?

Определите, что будет являться конечным продуктом — результатом выполненных работ

Здесь всё просто: это может быть логотип компании или бренда, рекламный макет для журнала, тираж буклетов, презентация для выступления на конференции, набор фирменной продукции для участия в выставке, годовой отчет или книга, и т. п.

Расскажите о себе и о своем проекте

Краткая информация о компании и проекте должна присутствовать в ТЗ: чем занимается компания, основные направления, а также проект, для которого вы заказываете оформление у дизайнера. Опишите суть проекта. Дайте ссылку на ваш сайт и пришлите примеры материалов, которые у вас уже есть. Если ничего нет, поищите 2–3 картинки, примерно похожие на то, что нужно сделать.

Дайте известные параметры, если они есть:

  • Список предметов, которые нужно оформить
  • Вид печатного носителя: бумага, виниловый баннер, плёнка, пенокартон, и т. п.
  • Размеры (параметры) носителя: формат бумаги, размер баннера, площадь оклейки
  • Количество листов в буклете, слайдов в презентации, итоговый тираж
  • Способ печати (черно-белая или цветная, с использованием Pantone или без)
  • Сроки, когда всё это точно должно быть готово
  • События, к которому готовятся эти материалы, для понимания общей задачи

Важно также понимать и объяснить, для чего делается проект и как он будет работать.
Например: нужно оформить буклет о компании для раздачи на специализированной выставке.
Формат А4, 16 листов, полноцветная печать, тираж 500 экземпляров, на работу есть 2 недели.

Составьте план размещения информации

На этом этапе нужно указать порядок следования материалов. Для баннера, листовки или рекламного макета это простое перечисление всего, что должно быть изображено. Для брошюры или каталога, нужно составить оглавление как у книги, начиная с обложки. Это довольно просто сделать, создав на бумаге редакторский макет. На нём нужно подписать, на какой странице что будет размещено. Если вся информация однородная, этого можно не делать.

Как написать ТЗ на дизайн
Редакторский макет издания

Редакторский макет

Соберите материал для работы

  • Логотип компании в векторном формате
  • Контактную информацию
  • Тексты и изображения, которые нужно разместить
  • Укажите фирменные цвета и шрифты
  • Дайте общие пожелания к оформлению

Если проект большой, то его нужно разделить на разделы и собирать материал в соответствующие разделам папки. Структура информации сама подскажет вам как лучшее это организовать.


На этом составление ТЗ закончено

Возможно на этапе идеи вы не до конца представляли, что и как нужно сделать. К этому моменту вы будете гораздо лучше понимать, что должно получиться в итоге, а значит уменьшите риск, что дизайнер сделает совсем «не то» или «совсем не так». Когда меня спрашивают, сколько вариантов дизайна будет предложено, я отвечаю: «Один. Тот который полностью устроит Вас».

Проанализируйте материал вместе с дизайнером

В техническом задании важно показать приоритет той или иной информации, что не всегда бывает очевидно. Дайте понимание, что приоритетно, а что нет. Например, дата и место проведения мероприятия важнее, чем его описание, а значит должны привлекать больше внимания. Нельзя утверждать, что всё одинаково важно. Нельзя сделать так, чтобы всё одновременно бросалось в глаза, иначе получится хаос. Когда выделено всё — не выделено ничего.

Еще раз проанализируйте цель работы

Задача «сделать красиво» — плохая задача. Делать нужно со смыслом. Результат процесса дизайна должен отвечать запросу целевой аудитории. Он должен решать задачу, доносить и пояснять информацияю, приносить пользу, упрощать жизнь и т. д. Также важно понимать контекст, в котором этот дизайн будет работать.

Позвольте дизайнеру сделать свою работу

Вам не нужно самим придумывать оформление. Структура материала и опыт специалиста подскажут как наиболее правильно оформить его. После просмотра собранных материалов у вас и у дизайнера появятся идеи, будет ясно, какие из них лучше, какие хуже, что сработает хорошо, а что нет.

Важно понимать, что ТЗ не должно содержать конкретных инструкций к оформлению. Не нужно писать, каким шрифтом делать заголовки, или какой фон должен быть у страниц (если это не регламентировано брендбуком). Также не нужно жестко ограничивать расположение информации на страницах: не нужно писать в каком углу какую надпись поставить.

Будьте готовы принять лучшее

В 99% случаев ваше видение результата не совпадёт с видением дизайнера, просто потому что мы все разные люди и занимаемся разными делами. В идеале, видение дизайнера должно превосходить ваши ожидания — это гарантия успешной работы. Так вы всегда будете довольным клиентом. :)

Эту технику составления технического задания можно применять не только при заказе печатных изданий, она также работает и при создании логотипов, разработке сайтов, а также любых других проектов, где нужны услуги сторонних специалистов.

Скачайте редакторский макет и распечатайте на принтере.


Другие статьиOther Articles